ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ CMYK В ШИРОКОФОРМАТНОЙ ПЕЧАТИ
Цветовая модель - это метод для определения цветов. Полиграфическая промышленность использует модель CMYK. Такие приложения, использующие компьютерные мониторы, как графические пакеты для Интернет, используют RGB. Для работы в области широкоформатной печати очень важно выбрать правильную модель.
Цветовая модель (CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, Key color) — субтрактивная схема формирования цвета, используемая прежде всего в широкоформатной печати. Схема CMYK, как правило, обладает сравнительно небольшим цветовым охватом. Ясно, что цвет в CMYK зависит не только от спектральных характеристик красителей и от способа их нанесения, но и их количества, характеристик бумаги и других факторов. Фактически цифры CMYK являются лишь набором аппаратных данных для фотонаборного автомата и не определяют цвет однозначно.
В CMYK используются четыре цвета, первые три в аббревиатуре названы по первой букве цвета, а в качестве четвертого используется черный. Одна из версий утверждает, что K — сокращение от англ. blacK. Согласно этой версии, при выводе полиграфических пленок на них одной буквой указывался цвет, которому они принадлежат. Черный цвет не стали обозначать B, чтобы не путать с B (англ. blue) из модели RGB, а стали обозначать K (по последней букве).
Согласно другому варианту, K является сокращением от слова ключевой англ. Key (ключ): в англоязычных странах термином key plate обозначается печатная форма для черной краски.
Третий вариант это сокращение от слова Kobalt (темно-серый).
Несмотря на то, что черный цвет можно получать смешением в равной пропорции пурпурного, голубого и желтого красителей, по ряду причин такой подход обычно неудовлетворителен.
Широкоформатная печать в основном осуществляется на белой пленке. Почему? Т.к. среди вышеперечисленных цветов нет белого, а белый цвет не достигается смешиванием, мы печатаем на белой основе. Тогда-то и получается белый цвет на полотне для Вашего рекламного объявления.
Основные причины использования дополнительного черного пигмента таковы:
* на практике в силу неидеальности красителей и погрешностей в пропорциях компонентов смешение реальных пурпурного, голубого и желтого цветов дает скорее грязно-коричневый или грязно-серый цвет
* триадные краски не дают той глубины и насыщенности, которая достигается использованием настоящего черного. Так как чистота и насыщенность черного цвета, а также стабильность оттенка нейтральных (серых) областей чрезвычайно важны в печатном процессе, был введён еще один цвет.
* смещение 100 % пурпурного, голубого и жёлтого пигментов в одной точке в случае струйной широкоформатной печати существенно смачивает бумагу, деформирует ее и увеличивает время просушки.
Модели RGB и CMYK, хотя и связаны друг с другом, однако их взаимные переходы друг в друга (конвертирование) никогда не происходят без потерь. Тем более что цветопередача полиграфического воспроизведения изображений еще более зависима от всевозможных условий (аппаратных и технологических). И речь идет лишь о том, чтобы уменьшить потери до приемлемого уровня.